1с 8 список значений из списка.

О чем эта статья

Эта статья продолжает цикл статей «Первые шаги в разработке на 1С». В ней рассматриваются принципы работы с универсальными коллекциями. Прочитав статью, вы узнаете:

  • Что такое универсальные коллекции, когда и в каких случаях их необходимо использовать?
  • Что общего у всех универсальных коллекций? Какие приемы можно использовать для работы со всеми ними?
  • Что такое массив, как и когда его использовать? Какие у него есть методы?
  • Зачем использовать структуру? В чем её отличие от массива?
  • В каких случаях использовать список значений? Как отобразить его на форме?
  • Соответствие – что это и когда его использовать? В чем преимущества относительно структуры?
  • Для чего используется таблица значений? Как описать ее структуру? Как добавить/удалить строки? Как вывести ее на форму?
  • Дерево значений – для чего используется? Как заполнить и вывести на форму? Как с ним работать?

Применимость

В статье рассматривается платформа 1С:Предприятие 8.3 актуальной редакции.

Как в 1С работать с универсальными коллекциями

Коллекция значений – это некий контейнер, в котором может содержаться обычно любое количество элементов. При этом каких-либо жестких ограничений на тип данных зачастую не накладывается.

В универсальную коллекцию можно добавлять значения. Все значения в коллекции можно обойти. Используются эти коллекции в основном для какой-либо обработки в алгоритмах. Т.е. это некие динамические структуры, которые существуют на время работы алгоритма.

Важно понимать, что коллекции не хранятся в базе данных (о типе данных Хранилище значений, которое может сохранять практически любой тип данных, речь пока не идет).

Существуют различные виды универсальных коллекций: Массив, Структура, Соответствие, Фиксированный массив, Таблица значений, Табличная часть и т.д. Но у всех коллекций есть схожесть поведения.

Коллекция может создаваться в результате работы какой-либо функции (функция возвращает в качестве значения универсальную коллекцию).

Можно получить новую коллекцию вручную, обратившись к конструктору и создав экземпляр класса.

Например: НашМассив = Новый Массив;

Конструкторы для многих универсальных коллекций являются параметризованными.

Так, в конструкторе для можно указать количество элементов в соответствующих измерениях. Т.е. можно сразу же объявлять многомерные .

Соответствующее описание конструктора есть в синтакс-помощнике.

Таким образом, используя параметры конструктора, можно сразу задать желаемое поведение данного объекта.

Но параметры являются необязательными, разработчик может их не задавать и в дальнейшем определить поведение Массива так, как считает нужным.

Почти любую универсальную коллекцию можно создать с помощью конструктора (исключением являются табличные части, которые выступают в качестве объектов конфигурации).

Для универсальных коллекций существуют такие общие понятия, как индекс и номер. Каждый элемент коллекции имеет индекс. При этом индекс начинается с нуля.

Для того чтобы обратиться к элементу НашМассив , можно использовать обращение по индексу, для этого индекс указывается в квадратных скобках.

Например, НашМассив . Обратите внимание, в этом случае система возвращает элемент Массива с индексом 3, а по порядку это четвертый элемент Массива.

Для некоторых коллекций существует также понятие номера строки. Номер строки начинается с единицы. Например, для табличной части есть такое свойство, как номер строки. Важно иметь ввиду, что если мы знаем номер строки и хотим обратиться по индексу, то в качестве индекса следует использовать значение на единицу меньше номера строки.

Понятие номера строки существует далеко не у всех коллекций, а преимущественно у тех, которые могут отображаться в интерфейсе пользователя.

Для всех коллекций используется обход элементов коллекции. Обход возможен двумя способами: циклом Для и циклом Для каждого из .

Для большинства универсальных коллекций применимы методы: Количество, Индекс, Добавить, Вставить, Удалить и Найти.

Количество – это функция, которая возвращает количество элементов коллекции. Она может использоваться перед циклом Для , как представлено на рисунке.

Метод Индекс существует не у всех коллекций, а только у тех, на элементы которой можно сослаться. В качестве примера можно привести ТаблицуЗначений .

ТаблицаЗначений – это определенная коллекция строк, в строках могут содержаться разные колонки с разными типами значений.

Каждая строка представляет собой самостоятельную сущность. На нее можно получить ссылку, через эту строку можно обращаться к значениям колонок в данной строке.

Метод Индекс позволяет определить, какой индекс соответствует данной строке (т.е. текущую позицию строки в таблице). Значения индекса начинаются с нуля.

Методы добавления новых значений в данную коллекцию существуют практически у любой универсальной коллекции. На рисунке представлено, как заполнить Массив значениями от 0 до 10 двумя способами.

Для того, чтобы добавить элемент в Массив мы можем использовать метод Добавить , в скобках указать добавляемое значение. При этом значение будет добавляться в конец списка, т.е. Массив будет постоянно увеличиваться за счет последней позиции.

Другой метод, который позволяет добавлять значения в коллекцию – метод Вставить . Он отличается от метода Добавить тем, что можно указать, в какое место нужно вставить добавляемый элемент.

Синтаксис: Вставить (,)

Первым параметром указывается индекс, в который будет вставлено новое значение. Т.е. мы, например, можем указать, что каждое значение нужно вставлять в начало списка (второй способ на рисунке выше).

Для удаления элементов из коллекции используется метод Удалить . В методе Удалить указывается по индексу, какой элемент мы будем удалять.

Синтаксис: Удалить()
Пример использования: НашМассив.Удалить(5);

Следует отметить, что для тех коллекций, где строки представляют самостоятельную сущность (например, для ТаблицыЗначений ), мы также можем использовать метод получения индекса для того, чтобы потом удалить данную строку.

Практически у всех коллекций существует метод поиска значения – Найти . В метод передается то значение, которое хотим найти. В некоторых коллекциях можно поставить какие-либо ограничения.

Например, в ТаблицеЗначений можно указать те строки, те колонки, в которых нужно осуществлять поиск.

Если значение найдено, то данный метод возвращает индекс или определенную строку. Если значение не найдено, возвращается значение типа Неопределено . Применительно к Массиву возвращается Индекс , либо значение Неопределено .

Пример использования: НашаПеременная = НашМассив.Найти(8);

Универсальные коллекции можно очень быстро очищать, т.е. удалить абсолютно все элементы. Для этого используется метод Очистить() , который удаляет элементы Массива, строки ТаблицыЗначений , либо данные других коллекций.

Дополнительные методы для Массива

Метод ВГраница() возвращает количество элементов минус один. Т.е. если мы используем цикл Для , то вместо метода Количество можем сразу использовать метод Граница() .

В частности, переменную КоличествоВМассиве можно было определить иначе:

КоличествоВМассиве = НашМассив.ВГраница();
Тогда при описании самого цикла отнимать от данной переменной единицу не следует.

Метод Установить позволяет присвоить значение элементу Массива по индексу.

Синтаксис: Установить(,)

Пример: НашМассив.Установить (2,8);

Альтернативный вариант: НашМассив = 8;

Можно для Массива использовать метод Получить , для того, чтобы прочитать значение по индексу, не обращаясь к использованию квадратных скобок.

Синтаксис: Получить()

Пример: НашаПеременная = НашМассив.Получить(2);

Альтернативный вариант: НашаПеременная = НашМассив;

Универсальная коллекция Структура

Структура, так же как и Массив, может иметь неограниченное количество элементов, но вот содержание элемента отличается от Массива.

Структура представляет собой коллекцию, каждое значение которой состоит из пары. Первый элемент пары называется Ключ . Второй элемент пары – Значение .

Ключ – это строго строковый тип данных, который описывает значение. Например, Ключу «Код» может соответствовать значение 113; Ключу «Имя» значение «Вася». На само Значение ограничение типа данных не накладывается.

Структуру очень удобно использовать, если мы хотим создать некий список параметров. Если данная Структура называется НашаСтруктура , то обращаться к ее двум значениям мы будем следующим образом: НашаСтруктура.Код и НашаСтруктура.Имя.

Такое обращение гораздо удобнее, чем если бы мы все параметры определили в Массив и обращались к ним по индексу.

Структура делает программный код читаемым (понятным). Структура применяется достаточно часто, гораздо чаще чем Массив.

Она используется для описания некоторых параметров, которых зачастую существует достаточно большое количество во всех алгоритмах.

Кроме того, Структура применяется в том случае, если процедура и функция содержат большое количество передаваемых параметров.

Тогда гораздо удобнее записать все параметры в Структуру и именно ее и передавать. Т.е. происходит «упаковка» параметров процедур и функций.

Отдельно следует отметить, что в качестве Ключа в Структуре может выступать не абсолютно любая строка. Накладываются определенные ограничения.

Ключ должен выступать в качестве идентификатора. Это означает, что в Ключе не должно быть пробелов и он не может начинаться с цифры.

Допустимо начало Ключа с буквы или знака подчеркивания. Таким образом, Ключ должен удовлетворять требованиям к созданию идентификаторов.

Отметим, чем еще Сруктура отличается от Массива. В Структуре есть метод Вставить , в Массиве есть два метода для вставки: Вставить (в определенную позицию) и Добавить (в конец списка). В Массиве все элементы являются упорядоченными.

Структура – это некое неупорядоченное множество. Именно поэтому для Структуры существует только метод вставки.

Значение вставляется не на конкретную позицию, а в указанное множество. Для Структуры недопустимо обращение по индексу, как для других универсальных коллекций.

К элементам Структуры обращаются только по имени Ключа. Тем не менее, цикл Для каждого из работает и для Структуры, но опираться на порядок элементов Структуры не следует.

Структура создается точно так же, как и другие универсальные коллекции с помощью использования конструктора Новый, указывая тип данных Структура.

Как и Массив, конструктор Структуры может иметь параметры. Т.е. возможно описать само содержание Структуры, используя конструктор.

В отличие от Массива, где можно просто указать количество элементов для всех размерностей, в Структуре возможно задавать само содержание.

Например: НашаСтруктура = Новый Структура (“Код,Имя”, 133, “Вася”);

Через запятую перечисляются сначала имена Ключей, а потом, соответственно, в той же последовательности значения параметров.

Для добавления в Структуру нового значения существует метод Вставить , который вставляет новую пару (Ключ и Значение).

Например: НашаСтруктура.Вставить(“ЧленовСемьи”,3);

Для Структуры характерен еще один метод, который используется достаточно часто. Это метод Свойство .

С помощью данного метода можно понять, а есть ли в этой Структуре такой элемент, у которого Ключ имеет такое-то имя.

Если существует такой элемент, то система вернет значение Истина, в противном случае – Ложь.

Например, выражение НашаСтруктура.Свойство (“ЧленовСемьи”) будет равно значению Истина. Этот метод применяется достаточно часто при анализе Структуры.

Как и для любой универсальной коллекции, допустимо обращение к свойствам Структуры по индексу. Но индекс для Структуры – это строковое значение.

Например: Сообщить(НашаСтруктура[“ЧленовСемьи”]);

Однако следует не забывать, что Структура – это не упорядоченное множество объектов, именно поэтому обращение по индексу 0, 1, 2 недопустимо.

Универсальная коллекция Список значений

СписокЗначений представляет собой линейный список элементов любого типа данных.

Каждый элемент состоит из нескольких значений. Схематично список значений можно представить в виде списка с четырьмя колонками.

Первая колонка – Отметка . Она имеет булевский тип данных и позволяет пользователю либо ставить флажки, либо их снимать.

Другая колонка – это картинка, которая может каким-то образом визуально изображать данный элемент, т.е. ставить в соответствие данной строке какую-либо картинку.

Третья колонка – само хранимое значение, т.е. это любой тип данных, причем в разных строках он может быть различным.

Четвертая колонка – это представление, т.е. это некое строковое описание данного значения. Представление будет выводиться пользователю, когда он будет просматривать данный элемент. При этом, если представление не задано, система будет пытаться сама получить представления для элемента, содержащегося в данной позиции.

СписокЗначений – это тот объект, с которым может визуально работать пользователь. Т.е. СписокЗначений можно вывести на форму.

Пользователь может выполнять с ним какие-то действия. Кроме этого, СписокЗначений можно вывести независимо, используя методы, т.е. показать на экран в некоторой ветке алгоритма (за исключением серверного кода), чтобы пользователь выбрал какую-то строчку или проставил какие-либо галочки.

Найдем СписокЗначений в ситакс-помощнике. Конструктор СпискаЗначений не параметризованный (нельзя задать какие-то значения по умолчанию).

Есть такие методы, как:

  • Вставить(,) ;
  • Добавить(,);
  • Количество();
  • Индекс().

Есть и специальные методы, например, ВыгрузитьЗначения() . При этом создается Массив, в который копируется список значений. Например:

МассивЭлементов = СписокТиповЦен.ВызрузитьЗначения();

Существует и обратный метод:
СписокТиповЦен.ЗагрузитьЗначения(МассивЭлементов);

Существуют методы поиска:
НайтиПоЗначению(); НайтиПоИдентификатору().

Есть метод копирования:
КопияСписка = СписокТиповЦен.Скопировать();
Данный метод предназначен для того, чтобы сделать какую-то модификацию с копией.

Существуют методы:
СортироватьПоЗначению();
СортироватьПоПредставлению().

Методы ВыбратьЭлемент(,) и ОтметитьЭлементы () вызывают модальное диалоговое окно, которое останавливает выполнение алгоритма, пока пользователь не закроет данное окно.

Для использования этих методов в свойствах конфигурации Режим использования модальности должен быть установлен на значение Использовать .

Пример кода, вызываемого из модуля Управляемого приложения:

Отображение данного кода в пользовательском режиме (модальное диалоговое окно).

Ниже СписокЗначений используется в качестве доступного типа данных для реквизита формы. Создаем для формы обработки новый реквизит, определяем для него тип СписокЗначений и отображаем его на форме.

Создаем новую команду ЗапонитьПодарки , переносим на форму и определяем для нее обработчик действия.

В пользовательском режиме, при нажатии в форме обработки кнопки Заполнить подарки, появится заполненный список.

При желании список можно редактировать: какие-то элементы добавить, какие-то – удалить.

Универсальная коллекция Соответствие

Данная коллекция очень схожа со Структурой . Также, как и Структура, Соответствие представляет собой наборы значений, которые состоят из ключа и самого значения.

Главное отличие в том, что в качестве Ключа может указываться любой тип данных, равно как и для значения. В виду этой особенности обращаться к значению соответствия необходимо по индексу, в качестве значения индекса указывается значение ключа.

В качестве ключа может быть тип данных, отличающихся от строки. Свойства и методы работы с Соответствием практически такие же, как у Структуры.

Конструктор Соответствия, в отличии от Структуры, не содержит возможности указания параметров.

Пример использования:

Соответствие удобно применять тогда, когда необходимо связать какие-либо две структуры. Например, каждой строке табличной части необходимо сопоставить строку из таблицы значений.
В этом случае в качестве ключа Соответствия используется строка табличной части и указывается соответствующее значение.

При вставке элементов в коллекцию Соответствие помимо метода Вставить(,) существует другой способ вставки значения – это использование обычного оператора присваивания.

Например: НашеСоответствие = Новый Соответствие;
Соответствие = 999;

Т.е. если элемент в коллекции не присутствовал, то с помощью оператора присваивания он будет добавлен, а если присутствовал, то будет обновлен.

Это является отличием от Структуры.

Универсальная коллекция Таблица значений

ТаблицаЗначений представляет из себя таблицу с произвольным количеством строк и произвольным количеством колонок. На пересечении могут храниться значения любого типа данных. При необходимости колонки можно типизировать, т. е. определить в какой колонке какой тип данных хранится.

Можно оставить колонки нетипизированными, тогда в одной колонке в разных строках могут храниться значения разных типов.

Отличия ТаблицыЗначений от двухмерного Массива:

  • это объект, с которым может работать пользователь (таблицу значений можно вывести на экран, пользователь может ее заполнять, в дальнейшем введенные данные можно читать);
  • построение индексов для быстрого поиска;
  • клонирование, заполнение определенным значением всей колонки, выгрузка все колонки в массив.

ТаблицаЗначений используется как некий буфер хранения информации. ТаблицаЗначений возвращается и принимается как параметр многими методами системы. К Таблице значений возможно построить запрос.

Итак, ТаблицаЗначений состоит из набора строк и набора колонок. И строки, и колонки представляют собой коллекции.

Т.е. внутри коллекции ТаблицаЗначений есть еще две коллекции. Обратимся к синтакс-помощнику и найдем ТаблицуЗначений .

Поддерживаемые типы данных: сама ТаблицаЗначений , которая состоит из строк. Каждая строка представлена типом данных СтрокаТаблицыЗначений , у которой есть свои свойства и свои методы. Имеется КоллекцияКолонок ТаблицыЗначений также обладает определенными свойствами.

Важный момент! Процедура, которая формирует ТаблицуЗначений , должна компилироваться & НаСервере.

Прежде, чем начать работать с ТаблицейЗначений , необходимо определить, какие в ней будут содержаться колонки (т.е. создать их). Синтаксис:

Добавить(,)
(необязательный)
Тип: Строка.
(необязательный)
Тип: ОписаниеТипов
(необязательный)
Тип: Строка.
(необязательный)
Тип: Число.

Например:

Для вызова данной процедуры будем использовать команду.

В описании ТаблицыЗначений в качестве элементов коллекции выступают именно СтрокиТаблицыЗначений .

В отличии от колонок, которые состоят только из свойств (Имя, Тип, Заголовок, Ширина), в СтрокеТаблицыЗначений существуют как свойства (обращение по имени колонки), так и методы (можно получать и устанавливать значение, работать с владельцами).

Чтобы добавить новую строку в таблицу нужно использовать метод либо Добавить() , либо Вставить() . Во втором случае следует указать, на какую позицию нужно выставлять требуемую строку.

Чтобы присвоить значение колонке, мы через точку обращаемся по имени колонки или по индексу (с помощью квадратных скобок).

Для заполнения ТаблицыЗначений могут использоваться следующие методы:

Очистить() – для удаления всех строк из ТаблицыЗначений .

ЗаполнитьЗначения(,) – позволяет заполнить все колонки, либо выбранные колонки одним значением.
ЗагрузитьКолонку(,) – загружает колонку из массива.
ВыгрузитьКолонку() – выгружает колонку в массив.

Два последних метода удобно использовать, когда нужно перебросить колонку из одной таблицы значений в другую.

Скопировать(,) – позволяет на основании существующей таблицы создать новую ТаблицуЗначений , при этом указывать не все строки и все колонки, а только некоторые из них. Возвращаемое значение – ТаблицаЗначений .

Можно скопировать структуру ТаблицыЗначений . Для этого существует соответствующий метод СкопироватьКолонки() . Мы получим пустую ТаблицуЗначений с требуемой структурой.

В ТаблицеЗначений существует метод Итог() . Можно указать ту колонку, в которой нужно просуммировать числовые величины. Применительно к ранее показанному коду в Табло можно рассчитать значение: ТЗ.Итог(“Сумма”) .

В ТаблицеЗначений существует возможность сгруппировать (свернуть) числовые величины по одинаковым значениям определенных колонок с помощью метода Свернуть(,) .

Применительно к ранее показанному коду в Табло можно рассчитать значение: ТЗ.Свернуть(“ДеньНедели”,“Сумма”).

ТаблицуЗначений можно показать на пользовательском экране, чтобы с ней можно было совершать какие-либо действия. Но в отличии от СпискаЗначений из программного кода нельзя просто так вызвать таблицу на экран.

Чтобы отобразить ТаблицуЗначений на экране, создадим реквизит формы и присвоим ему тип данных ТаблицаЗначений .

После чего полученную таблицу следует вывести на форму.

В модуле формы в конце ранее составленного алгоритма (в Процедуре СозданиеТаблицыЗначений) следует дописать:
ЗначениеВДанныеФормы(ТЗ, Таблица);

Универсальная коллекция Дерево значений

универсальная коллекция, которая очень похожа на ТаблицуЗначений . Отличие от таблицы заключается в том, что строки дерева могут быть подчинены друг другу, т.е. может быть образована некая иерархия.

Тоже может быть отражено на экране. Дерево значений в явном виде состоит из коллекции строк и коллекции колонок. В дереве существуют такие два свойства как Строки и Колонки.

Поскольку строки могут быть подчинены друг другу, то для каждой строки может быть указан Родитель, а также подчиненные ей строки.

Создадим соответствующую команду Дерево и ее процедуру обработки.

Создадим в котором одна родительская строка и две подчиненные.

Создадим реквизит формы ДерЗн (тип данных – ДеревоЗначений).

Для этого реквизита создадим колонки Год и Месяц.

Переместим соответствующий элемент ДерЗн на форму.

В конце Процедуры ДеревоНаСервере() допишем:

ЗначениеВДанныеФормы(ДеревоЗн, ДерЗн);

Проверим, что получилось в пользовательском режиме.

С помощью кнопки Добавить можно добавлять новые строки. Они могут также образовывать иерархию.

Чтобы обойти все элементы дерева значений, нам понадобится использовать рекурсию, т.е. вызов процедуры самой из себя. Например, обработка дерева значений может выглядеть так:

На этом мы завершаем наше первое знакомство с универсальными коллекциями.

В следующей статье рассмотрим, при помощи какого важного механизма разработчик может упростить обращение к элементу справочника из программного кода.

В данном юните мы познакомимся с новым типом данных языка 1С, который называется СпысокЗначений.

Список значений - это массив, но с большими возможностями. А раз так, то он тоже является коллекцией данных и в него можно поместить набор чисел:

// создали список значений

Список.Добавить(23);

Пока все очень похоже на массив, не правда ли? Но идем дальше. Чтобы теперь вывести эти числа пользователю, напишем:

// пробежимся циклом по каждому элементу списка Для Каждого Элемент Из Список Цикл Сообщить(Элемент.Значение);

// выводим значение элемента КонецЦикла;

А ют и первое отличие. Элементами обычного массива являются сами числа. А доступ к текущему значению элемента Списка мы получаем с помощью опции Значение , использовав конструкцию Элемент. Значение.

Рассмотрим некоторые дополнительные возможностиСяис/ся Значений.

Умеет сортировать

К, примеру, мы легко можем отсортировать список значений. Список это умеет делать сам:

Список.СортироватьПоЗначению(НаправлениеСортировки.Возр); В случае с обычным массивом нам пришлось бы реализовывать один из алгоритмов сортировки (например, "пузырек").

Умеет искать

Список значений умеет сам искать свои элементы. Пусть мы хотим выяснить, присутствует ли введенное пользователем число в нашем списке:

ВвестиЧисло(Число); // ввели число от пользователя НайденныйЭлемент = Список. НайтиПоЗначению(Число);

Если НайденныйЭлемент = Неопределено Тогда ОткрытьЗначение("Число " + Число + " в списке не найдено!"); Иначе

ОткрытьЗначение("Число " + Число + " присутствует в списке. Вот оно:" + НайденныйЭлемент.Значение);

КонецЕсли; СписокЗначений

Поддерживает вставку и удаление

Список значений, также как и массив, поддерживает вставку и удаление элементов:

Список. Вставить(0, 1000);

// вставляем тысячу в самое начало списка Список.Удалить(О); // и тут же удаляем ее из списка Список. Вставить(Список.Количество(), 13);

// вставляем 13 в конец списка Сообщить(Список[Список.Количество() - 1]);

// выводим последний элемент списка (13)

Поддерживает квадратные скобки

Как вы уже поняли, нумерация элементов списка также идет с нуля, и мы можем обратиться к любому элементу по его индексу, используя квадратные скобки:

Сообщить(Список.Значение); // вывели второй элемент списка Таким образом, мы можем пробежаться по всем элементам списка еще и так:

Для А = 0 По Список.Количество() - 1 Цикл Сообщить(Список[А].Значение);

КонецЦикла;

Умеет создавать свою копию

У списка значений есть просто шикарная возможность - он умеет сам создавать свою копию:

КопияСписка = Список.Скопировать();

// сделали копию списка // теперь можем смело менять КопияСписка // при этом исходный список меняться не будет КопияСписка. Значение = 123456;

Умеет превращаться в массив

Ну и, наконец, вы можете в любой момент легко выгрузить все элементы списка в массив:

МассивЧисел = Список. ВыгрузитьЗначения();

// выгрузили в массив

Для А = 0 По МассивЧисел.Количество() - 1 Цикл

Сообщить(МассивЧисел[А]); // не нужно указывать // опцию Значение

КонецЦикла;

Для отработки и закрепления материала данного юнита рекомендуется выполнить нижеследующее задание.

Необходимо ввести от пользователя 5 чисел, найти наибольшее и наименьшее из них и вывести их пользователю. В решении должен использоваться список значений.

Решение

Список = Новый СписокЗначений;

// создали список значений Для А = 1 По 5 Цикл Число = 0;

ВвестиЧисло(Число); // введем число от пользователя Список.Добавить(Число); // и добавим его в список КонецЦикла; // и так 5 раз

// сделаем сортировку списка чисел

Список. Сортировать ПоЗначению(НаправлениеСортировки. Возр);

// после сортировки первый элемент списка - это и есть // наименьший элемент, а последний - наибольший ОткрытьЗначение("Самый маленький элемент" + Список +

", а самый большой " + Список[Список.Количество() - 1]);

Полный синтаксис (нажмите, чтобы раскрыть)

СписокЗначений

Описание:

Список значений - это не сохраняемый в базе данных объект, который позволяет строить для решения интерфейсных задач динамические наборы значений и манипулировать ими (добавлять, редактировать, удалять элементы, сортировать). Он может быть наполнен значениями любого типа, т.е. в одном списке типы хранимых значений могут быть разными. Одним из примеров использования данного объекта может служить организация выбора конкретного документа из списка возможных документов, сформированного по сложному алгоритму.

Элементы коллекции: ЭлементСпискаЗначений

Для объекта доступен обход коллекции посредством оператора Для каждого … Из … Цикл . При обходе выбираются элементы коллекции.

Возможно обращение к элементу коллекции посредством оператора [...]. В качестве аргумента передается индекс элемента (нумерация с 0 ).

Свойства:

Методы:

Вставить (Индекс, Значение, Представление, Пометка, Картинка)Вставляет новый элемент в список значений на позицию с указанным индексом. ВыбратьЭлемент (Заголовок, Элемент)Вызывает окно для интерактивного выбора одного из элементов, входящих в список значений. Элемент - элемент, на который следует изначально спозиционировать список значений при интерактивном выборе. Если значением параметра не является элемент списка значений, входящий в данный список, позиционирования не произойдет. ВыгрузитьЗначения ()Создает массив и копирует в него значения элементов списка значений. Добавить (Значение, Представление, Пометка, Картинка)Добавляет новый элемент в конец списка значений. ЗагрузитьЗначения (МассивЗначений)Загружает список значений значениями из переданного массива. При этом все прежние элементы списка удаляются. ЗаполнитьПометки (Пометка)Устанавливает пометку у всех элементов списка значений. Индекс (Элемент)Получает индекс элемента в списке значений. Если не найдено, то возвращается -1. Количество ()Получает количество элементов списка значений. НайтиПоЗначению (ИскомоеЗначение)Осуществляет поиск значения элемента списка значений. Если ни один элемент не хранит значения, равного искомому, то возвращается значение Неопределено . НайтиПоИдентификатору (Идентификатор)Получает элемент списка значений по идентификатору. Если элемент не найден, то возвращается Неопределено . ОтметитьЭлементы (Заголовок)Устанавливает или снимает (интерактивно) пометки у элементов списка значений. Возвращает Истина , если в диалоге нажата кнопка "ОК", Ложь - в противном случае. Очистить ()Очищает список значений, удаляя из него все элементы. ПоказатьВыборЭлемента (ОписаниеОповещенияОЗакрытии, Заголовок, Элемент)Вызывает окно для интерактивного выбора одного из элементов, входящих в список значений. ПоказатьОтметкуЭлементов (ОписаниеОповещенияОЗакрытии, Заголовок)Предназначен для интерактивной установки состояний пометок у элементов списка значений. Получить (Индекс)Получает значение по индексу. Работает аналогично оператору . Сдвинуть (Элемент, Смещение)Сдвигает элемент списка значений на заданное количество позиций вперед или назад. Скопировать ()Создает копию списка значений. СортироватьПоЗначению (Направление)Сортирует список значений в порядке возрастания или убывания хранимых элементами значений. См. пример ниже. СортироватьПоПредставлению (Направление)Сортирует список значений по возрастанию или по убыванию в алфавитном порядке представлений входящих в состав списка значений элементов. См. пример ниже. Удалить (Элемент)Удаляет элемент из списка значений, где Элемент - индекс удаляемого элемента, либо сам элемент.

Конструкторы:

Новый СписокЗначений
&НаКлиенте Процедура ВыполнитьКод(Команда) /// Как создать список значений в 1с 8.3, 8.2 Список = Новый СписокЗначений; /// Как добавить элемент в список значений в 1с 8.3, 8.2 // параметры метода добавить: // - значение // - представление // - отметка (необ.) // - картинка (необ.) Список. Добавить( 1980 , // значение элемента "Год рождения Васи" // представление ) ; Список. Добавить(1985 , "Год рождения Юли" ) ; // значения могут быть разных типов Список. Добавить("Полина" , "Имя ребёнка" ) ; /// Как вставить элемент в список значений в 1с 8.3, 8.2 // вставляем в позицию №2 (элементы нумеруются с 0) // элемент со значением 2010 и представлением // "Год рождения их совместной дочки" Список. Вставить(2 , 2010 , "Год рождения их совместной дочки" ) ; /// Как обойти элементы списка значений в 1с 8.3, 8.2 Для Каждого Элемент Из Список Цикл Сообщить( Элемент. Представление + ": " + Строка(Элемент. Значение) ) ; КонецЦикла ; /// Как очистить список значений в 1с 8.3, 8.2 Список. Очистить() ; Список. Добавить("Понедельник" ) ; Список. Добавить("Вторник" ) ; Список. Добавить("Среда" ) ; /// Как узнать количество элементов списка значений, а также /// получить элемент списка по его индексу в 1с 8.3, 8.2 // нумерация с нуля Для Индекс = 0 По Список. Количество() - 1 Цикл Сообщить(Список[ Индекс] ) ; КонецЦикла ; /// Как найти элемент списка по его значению в 1с 8.3, 8.2 ЗначВторник = Список. НайтиПоЗначению("Вторник" ) ; /// Как узнать индекс элемента в списке в 1с 8.3, 8.2 Сообщить(Список. Индекс(ЗначВторник) ) ; // 1, так как нумерация с нуля /// Как отсортировать список по его значениям в 1с 8.3, 8.2 // было: понедельник, вторник, среда Список. СортироватьПоЗначению(НаправлениеСортировки. Убыв) ; // стало: среда, понедельник, вторник /// Как удалить элемент из списка значений в 1с 8.3, 8.2 // удаляем первый элемент // параметр: элемент списка // или индекс элемента // можно так Список. Удалить(Список[ 0 ] ) ; // или так // Список.Удалить(0); /// Как сдвинуть элемент списка значений в 1с 8.3, 8.2 // сдвигаем нулевой элемент на одну позицию вперёд // было: понедельник вторник Список. Сдвинуть(0 , 1 ) ; // стало: вторник понедельник /// Как сделать копию списка в 1с 8 КопияСписка = Список. Скопировать() ; Цвета = Новый СписокЗначений; Цвета. Добавить("Красный" ) ; Цвета. Добавить("Зелёный" ) ; Цвета. Добавить("Синий" ) ; /// Как выгрузить значения списка в массив в 1с 8.3, 8.2 МассивЦветов = Цвета. ВыгрузитьЗначения() ; /// Как загрузить значения списка из массива в 1с 8.3, 8.2 Цвета. ЗагрузитьЗначения(МассивЦветов) ; КонецПроцедуры /// Как сделать немодальный выбор значения из списка /// значений в 1с 8.3, 8.2 &НаКлиенте Процедура КакСделатьНемодальныйВыборЗначения(Команда) Цвета = Новый СписокЗначений; Цвета. Добавить("Красный" ) ; Цвета. Добавить("Зелёный" ) ; Цвета. Добавить("Синий" ) ; // процедура ПослеВыбораЭлемента определена чуть ниже ОповещениеПослеВыбораЭлемента = Новый ОписаниеОповещения( "ПослеВыбораЭлемента" , ЭтотОбъект ) ; Цвета. ПоказатьВыборЭлемента( ОповещениеПослеВыбораЭлемента, "Выберите любимый цвет" ) ; КонецПроцедуры &НаКлиенте Процедура ПослеВыбораЭлемента(Элемент, Параметры) Экспорт Если Элемент <> Неопределено Тогда Сообщить(Элемент. Значение) ; КонецЕсли ; КонецПроцедуры /// Как сделать немодальную отметку значений из списка /// значений в 1с 8.3, 8.2 &НаКлиенте Процедура КакСделатьНемодальнуюОтметкуЗначений(Команда) Цвета = Новый СписокЗначений; Цвета. Добавить("Красный" ) ; Цвета. Добавить("Зелёный" ) ; Цвета. Добавить("Синий" ) ; // процедура ПослеОтметкиЭлементов определена чуть ниже ОповещениеПослеОтметкиЭлементов = Новый ОписаниеОповещения( "ПослеОтметкиЭлементов" , ЭтотОбъект ) ; Цвета. ПоказатьОтметкуЭлементов( ОповещениеПослеОтметкиЭлементов, "Выберите любимые цвета" ) ; Цвета. ЗаполнитьПометки(Истина ) ; КонецПроцедуры &НаКлиенте Процедура ПослеОтметкиЭлементов(Элементы, Параметры) Экспорт Если Элементы <> Неопределено Тогда Для Каждого Цвет Из Элементы Цикл Если Цвет. Пометка Тогда Сообщить(Цвет. Значение) ; КонецЕсли ; КонецЦикла ; КонецЕсли ; КонецПроцедуры /// Как сделать модальный выбор значения из списка в 1с 8.3, 8.2 &НаКлиенте Процедура КакСделатьМодальныйВыборЗначения(Команда) Цвета = Новый СписокЗначений; Цвета. Добавить("Красный" ) ; Цвета. Добавить("Зелёный" ) ; Цвета. Добавить("Синий" ) ; ВыбЦвет = Цвета. ВыбратьЭлемент("Выберите любимый цвет" ) ; Если ВыбЦвет <> Неопределено Тогда Сообщить(ВыбЦвет. Значение) ; КонецЕсли ; КонецПроцедуры /// Как сделать модальную отметку значений из списка /// значений в 1с 8.3, 8.2 &НаКлиенте Процедура КакСделатьМодальнуюОтметкуЗначений(Команда) Цвета = Новый СписокЗначений; Цвета. Добавить("Красный" ) ; Цвета. Добавить("Зелёный" ) ; Цвета. Добавить("Синий" ) ; Если Цвета. ОтметитьЭлементы("Выберите любимые цвета" ) Тогда Для Каждого Цвет Из Цвета Цикл Если Цвет. Пометка Тогда Сообщить(Цвет. Значение) ; КонецЕсли ; КонецЦикла ; КонецЕсли ; // а вот так можно разом установить все отметки // списка в определенное значение Цвета. ЗаполнитьПометки(Истина ) ; КонецПроцедуры /// Скачать и выполнить эти примеры на компьютере