Сервисы сети Internet. Что такое Интернет? Основные сервисы, услуги и базовые протоколы Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

Когда говорят об использовании сети Интернет, то на самом деле речь идет об отдельных службах (сервисах), которые реализованы в этой сети. В зависимости от целей и задач клиенты сети используют те службы, которые им необходимы.

Разные службы имеют различные прикладные протоколы. Их соблюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ, которые необходимо установить на компьютере. Напомним, что такие программы называются клиентскими.

Терминальный режим (Telnet ) . Исторически одной из самых ранних служб сети Интернет является служба удаленного управления компьютеромTelnet. Подключившись к удаленному компьютеру по протоколу этой службы, можно управлять его работой. Такое управление называют консольным или терминальным. Раньше эту службу широко использовали для проведения сложных математических расчетов на мощных вычислительных машинах. Название основныхTelnet-клиентов указывать нецелесообразно, поскольку каждый сервер, предоставляющий такой сервис, предлагает свое клиентское обеспечение. Работа в этом случае напоминает работу за терминалом компьютера в режиме разделения времени. На практике этот режим используется редко.

Электронная почта (E-mail). Это метод передачи сообщений электронным способом. Обеспечением этой службы в сети Интернет занимаются специальные почтовые серверы. Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов.

Принцип работы с электронной почтой очень похож на работу с обычной корреспонденцией. Поставщик услуг Интернета (провайдер) открывает пользователю электронный почтовый ящик, в который будет попадать направляемая пользователю корреспонденция. Этому почтовому ящику ставится в соответствие адрес почты, так называемый E-mail и пароль. На самом деле пользователю предоставляется возможность сохранять определенный объем информации на компьютере провайдера. Так как емкость дисков провайдера не беспредельна, информация в почтовых ящиках либо ограничивается по объему и срокам хранения, либо устанавливается плата за хранение почты. При обмене почтовыми сообщениями отправителю и получателю не нужно одновременно быть на линии связи. Отправляемые сообщения попадают в почтовый ящик, откуда их можно взять в удобное для себя время. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата.

Почтовая служба основана на двух прикладных протоколах SMTP (Simple Mail Transfer Protocol Простейший протокол передачи почты) иPOP 3 (Post Office Protocol 3 –Протокол почтового отделения, версия 3). По первому происходит отправка корреспонденции с компьютера на сервер, а по второму - прием поступивших сообщений.

Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относятся, например, MicrosoftOutlookExpress, входящая в состав операционной системыWindows98 как стандартная. Более мощная программа, интегрирующая в себе кроме поддержки электронной почты другие средства делопроизводства -MicrosoftOutlook2000. Определенной популярностью пользуются программыTheBatиEudoraPro.

Списки рассылки (Mail List ). Обычная электронная почта предполагает участие в переписке двух партнеров. Для расширения своего круга общения можно подписаться на получение почтовой информации по интересующей вас тематике на так называемыесписки рассылки . Специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам, переправляют ее по вашему адресу электронной почты.

Службы телеконференций (Usenet). Это огромная, базирующаяся на сообщениях, электронная доска объявлений, которую называюттелеконференциями илигруппами новостей . В отличие от электронной почты, информация в группах новостей доступна для всеобщего обозрения. Для удобства дискуссий образованы различные группы, участники которых посылают и принимают сообщения по определенной тематике.

Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, а затем получить ответ или совет от тех, кто с этим вопросом уже разобрался. Необходимо следить за тем, чтобы вопрос соответствовал теме конференции.

Для работы со службой телеконференций существуют специальные клиентские программы. Так, например, приложение MicrosoftOutlookExpressтакже позволяет работать со службой телеконференций. Для начала работы необходимо настроить программу на взаимодействие с сервером групп новостей, оформить подписку на определенные группы и периодически получать все сообщения, проходящие по выбранной теме.

Сервис FTP (File Transfer Protocol - Протокол передачи файлов). Этот сервис позволяет получать и передавать файлы и сегодня является самым распространенным для получения программных продуктов.

WWW (World Wide Web - Всемирная паутина). Этотсервис дает возможность работать с гипертекстовыми и гипермедия документами. Для работы с WWW используется специальный протокол HTTPHyper Text Transfer Protocol (Протокол передачи гипертекста). Гипертекстовые документы создаются с помощью специального языка HTMLHyper Text Markup Language (Язык разметки гипертекста). Документ, подготовленный с помощью этого языка и доступный для просмотра пользователем, называется Web-страницей. Программы для просмотраWeb-страниц называются брaузерами или обозревателями. Наиболее удачный термин для обозначения операции просмотраWeb-страниц - навигация.

Сервис Archie. Позволяет найти файл в Интернет по его имени. Однако в последнее время этот сервис стал менее популярным, так как в WWW появились поисковые системы, позволяющие выполнить поиск более простым способом.

Gopher. Эта система доступа к информации посредством вложенных меню. Она является прообразом всемирной паутины, но в настоящее время постепенно отмирает, так как перемещение по WWW более простое и удобное.

WAIS (Wide Area Information Service -Информационный сервис широкой области) . Эта система поиска информации по ключевому слову.

IRC . (Internet Relay Chat) . Предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда эту службу называютчат-конференциями иличатами .

Существует несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающими сервис IRC. Одна из наиболее популярных программ программа mIRC.exe.

ICQ . Эта служба предназначена для поиска сетевогоIP-адреса человека, подключенного в данный момент к сети Интернет. Для пользования этой службой необходимо зарегистрироваться на центральном сервере (http :// www . icq . com ) и получить персональный идентификационный номерUIN(Universal Internet Number ). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда службаICQприобретает характерInernet- пейджера.

Существует еще много интересных направлений использования Интернет, например, телефонные переговоры ,получение радио- и телепередач .

СЕРВИСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Основными сервисами являются:

  • 1. Всемирная паутина (WWW)
  • 2. Электронная почта (E-Mail)
  • 3. Списки рассылки (Maillists)
  • 4. Телеконференции (Usenet)
  • 5. Файловые архивы FTP
  • 6. Gopher
  • 7. Telnet
  • 8. Сервис IRC - (Internet Relay Chat)
  • 9. Сервис ICQ («I Seek You»)
  • 10. Internet-телефония

Всемирная паутина World Wide Web (WWW, W3) - гипертекстовая сетевая информационная система. Всемирная паутина - это система документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интернет и связанных между собой гиперссылками. Основной идеей, которая была использована при разработке системы WWW, является идея доступа к информации при помощи гипертекстовых ссылок. Суть ее заключается во включении в текст документа ссылок на другие документы, которые могут располагаться как на том же самом, так и на удаленных информационных серверах.

WWW позволяет работать с одним видом программ-клиентов (Web- browser - браузер или навигатор), которые способны связываться с разнообразными ресурсами через единый пользовательский интерфейс. Многие браузеры обеспечивают доступ к другим сервисам Интернета, включая электронную почту, Gopher, FTP, USENET, WAIS.

Вид подачи информации - взаимосвязь данных в виде гиперссылок и возможности мультимедиа - дает ряд преимуществ в пределах информационной структуры предприятий, там, где обмен информацией должен производиться не только внутри рабочей группы. Использование технологий Интернета для локальных нужд получило название

«интранет». Это более эффективное использование персонального компьютера и телекоммуникаций, чем просто работа с офисным файловым сервером.

Электронная почта (e-mail) - один из наиболее широко используемых видов сервиса в сети Интернет, это система почтовых серверов, также организованная на всех узлах сети и позволяющая передавать от одного пользователя другому электронное письмо, в которое может быть включен текст, рисунки и вообще любая информация.

Электронная почта - это глобальная система, позволяющая передавать письма в любую точку мира за считанные секунды или минуты, независимо от времени суток.

Для многих компаний электронная почта это не просто почта, а основа всего процесса делопроизводства. Многие компьютерные приложения имеют встроенную поддержку электронной почты.

Электронная почта - один из самых распространенных сервисов сети Интернет.

Списки рассылки Maillists - работают исключительно через электронную почту. Списки рассылки - это средство, позволяющее вести дискуссию группе пользователей с общими интересами. В том случае, когда кто-нибудь хочет представить свое сообщение для обсуждения, он просто рассылает его остальным пользователям соответствующего списка.

Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты который, на самом деле, является общим адресом многих подписчиков этого списка рассылки. Этот вид службы позволяет организовать обсуждение отдельных вопросов, не предназначенных для широкого круга лиц.

Списки рассылки могут быть модерируемыми или немодерируемыми. Модерируемые списки рассылки - это списки, в которых все сообщения, подлежащие массовой рассылке, проходят проверку содержания. В результате этой проверки могут быть отброшены сообщения, не относящиеся к тематике списка, содержащие рекламу, ненормативную лексику, противоречащие законодательным актам и т.п. Такая проверка может осуществляться специальными людьми, называемыми модераторами, или автоматически, например, по определенным ключевым словам.

Система Usenet (Сетевые новости, Телеконференции) появилась как средство общения групп людей со сходными интересами. Сетевые новости передают сообщения «от одного к многим». Посланное Вами сообщение распространяется по всей сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. Общее количество сообщений, поступающих в телеконференции ежедневно, составляет около миллиона.

Телеконференции Usenet - огромная электронная доска объявлений, в которой может участвовать любой пользователь Интернета. Для этого необходимо установить связь с Интернетом, подключиться к серверу Usenet и запустить на своем компьютере специальную программу для чтения сообщений. Этот сервер обменивается входящими и исходящими сообщениями с другими серверами Usenet. Программа чтения сообщений показывает список конференций (тематик дискуссий), к которым присоединился пользователь, и сообщения, на которые он должен (при желании) ответить. Usenet разбит на множество конференций по различным темам и интересам.

Сервис FTP (File Transfer Protocol, Протокол передачи файлов) используется для доступа к файловым архивам сети Интернет.

Он позволяет установить соединение с одним из компьютеров в Интернет, просмотреть файлы, доступные на нем, и скопировать к себе необходимые. Программное обеспечение FTP разделено на две части. Одна часть выполняется на компьютере, который содержит файлы (FTP-сервере), а другая - на компьютере, которому эти файлы требуются (клиенте). Клиентом может быть любая присоединенная к Интернету электронная доска объявлений или локальный компьютер.

File Transfer Protocol (FTP) - это протокол, позволяющий легко пересылать файлы и документы. Его обычно рассматривают как один из методов работы с удаленными сетями. Существуют FTP-серверы, которые содержат большое количество информации в виде файлов. К данным этих файлов нельзя обратиться напрямую, - только переписав их целиком с FTP-сервера на локальный сервер.

FTP - самый распространенный протокол передачи файлов между компьютерами. Он позволяет работать с любыми типами файлов.

Несмотря на то, что FTP прекрасно справляется с передачей файлов, хороших средств для работы файлами, разбросанными по многим компьютерам, в нем нет. В связи с этим и была разработана усовершенствованная система пересылки файлов. Она называется Gopher.

Gopher - это одна из наиболее всеобъемлющих систем просмотра, интегрированная с другими программами, такими, как FTP или Telnet.

Компьютеры Gopher - с помощью распределенных индексов - связаны в единую поисковую систему, называемую Gopherspace (Gopher- пространство). Доступ в Gopher-пространства осуществляется через предлагаемые ими меню, а поиск - с помощью нескольких разновидностей поисковых систем. Gopher позволяет получить информацию без набора имен и адресов, благодаря чему пользователь не тратит много времени, и просто выбирает из системы меню то, что ему требуется. Наиболее известны среди них система Veronica, и индексная поисковая система глобального информационного сервера (wAIS - wide Area Information Server). Этот сервис уже практически не развивается, но, тем не менее, через Gopher доступно довольно большое количество хранящейся на нем информации.

Telnet - одна из самых старых информационных технологий Интернет, это протокол, позволяющий использовать вычислительные ресурсы удаленного компьютера или же, другими словами, протокол удаленного терминального доступа в сети. Кроме того, так обычно называется программа, позволяющая получить доступ к ресурсам удаленного компьютера по этому протоколу. Зачастую эти понятия объединяются в одно: и, когда идет речь о Telnet, имеется в виду программа telnet, работающая по протоколу TELNET.

Telnet позволяет работать с удаленными компьютерами в режиме текстового терминала. Таким образом, вы набираете команды и видите на своем экране результаты их выполнения, но фактически все команды выполняются на том компьютере, с которым вы установили соединение. По сети передается лишь та информация, которую вы вводите с клавиатуры и, которая отображается у вас на экране. При этом создается впечатление, что вы работаете только с собственным компьютером.

Для того чтобы воспользоваться Telnet, необходимы права доступа на компьютер, с которым вы хотите работать. В большинстве случаев это означает, что вы должны знать соответствующее имя пользователя и его пароль.

Сервис IRC - (Internet Relay Chat, разговоры через Интернет) относится к интерактивным сервисам, служащим общению людей через Интернет. В Интернет существует сеть серверов IRC. Пользователи присоединяются к одному из каналов - тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется текстовыми сообщениями. Скорее всего, IrC будет постепенно оттесняться Internet-телефонией.

Сервис ICQ («I Seek You» - Я ищу Вас) позволяет пользователям, присутствующим в данный момент в Интернете общаться в реальном времени. С помощью ICQ можно беседовать, посылать сообщения и файлы, играть, создавать свои собственные домашние страницы и т.п. IrC и ICQ практически не защищены от просмотра учетных записей.

Internet-телефония (ИТ). Это самая молодая услуга Internet. Два пользователя, подключившись к одному ИТ-серверу, могут разговаривать между собой. Низкое качество связи окупается самым главным - стоимостью разговора по ИТ равна стоимости доступа в Интернет, т.е. по сравнению с международными телефонными переговорами Internet-телефон - практически бесплатное средство связи.

Кроме этого имеются и другие сервисы, число которых постоянно увеличивается:

IPhone - компьютерный телефон, работающий через Интернет.

RealAudio - передача звука с сервера клиенту.

CU-SeeMe - передача видеоизображения через Интернет.

MUD (Multi User Dungeon) - многопользовательские игры в Интернет, обычно ролевого или сказочного характера.

MOO (Object-Oriented MUD) - объектно-ориентированный многопользовательский мир. В виртуальном мире МОО отсутствует игра, но зато создаются объекты и определяются их свойства и связи, что может иметь некоторое применение в образовательных целях.

№ 1. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:

1. Организация внеклассной учебно-воспитательной работы.

2. Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.

3. Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.

4. Проверки знаний учащихся.

Ответ: 2

№ 2. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:

1. установки курсора в определенное место

2. выделения фрагмента текста

3. сохранения файла

4. распечатки файла

Ответ: 2

№ 3. В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать: (выберите несколько вариантов ответа)

1. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.

2. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы

3. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя

4. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской

5. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации

6. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключен-ным оборудованием

Ответ: 1 3 6

№ 4. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возла-гается на: (выбрать правильный ответ)

2. персонал образовательного учреждения;

3. администрацию образовательного учреждения;

4. педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей).

Ответ: 4

1. М.И Башмаков;

2. А.Г. Мордкович;

3. А.Н. Колмагоров;

4. А.Л. Вернер.

Ответ: 2

№ 6. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными:(выбрать правильный ответ)

1. Учебник.

2. Наглядное пособие.

3. Интерактивный цифровой образовательный ресурс.

4. Видеофильм.

Ответ: 3

№ 7. В системе развивающего обучения (по Эльконину-Давыдову) особое внимание уделяется развитию у ребенка:(выбрать правильный ответ)

1. навыков общения;

2. теоретического мышления и творческих способностей;

3. знаний, умений и навыков;

4. базовых компетенций.

Ответ: 2

№ 8. Выберите списки офисных приложений: (несколько вариантов ответов)

1. Windows, Linux

2. Word, Excel, PowerPoint

3. Writer, Calc, Draw, Impress

4. Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw

Ответ: 2 3

№ 9. Дополните требования к расстановке мебели в кабинете математика: Расстояние между рядами парт должно быть не менее … см:

Ответ: 3

№ 10. Если график функции y = f(x), x X, симметричен относительно начала координат, то указанная функция:(выбрать правильный ответ)

1. возрастающая

3.убывающая

4. нечетная

Ответ: 4

№ 11. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:(выбрать правильный ответ)

1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;

2. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуа-ций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;

3. объяснение учителя, беседа, действия по образцу.

Ответ: 2

№ 12. Контроль результатов обучения – это:

1. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;

2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;

3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно проте-кающих процессах в социальном континууме;

4. механизм проверки только знаний учащихся.

Ответ: 1

№ 13. К сервисам сети Интернет не относятся:(выбрать правильный ответ)

1. Электронная почта e-mail;

2. Стандартные приложения Microsoft Windows;

3. Передача файлов FTP;

4. Телеконференции Usenet .

Ответ: 2

№ 14. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится (выберите правильный ответ):

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;

3. Расширение самостоятельности школ;

4. Совершенствование учительского корпуса;

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Ответ: 2

№ 15. К внутренним критериям сформированности навыка относят:

1. повышение скорости выполнения задания;

2. повышение самостоятельности при выполнении задания;

3. снижение числа ошибок при выполнении задания;

4. отсутствие направленности сознания на форму выполнения зада-ния.

Ответ: 4

№ 16. К методам проведения социальных исследований относятся:

1. тестирование;

2. анкетирование;

4. все выше перечисленное.

Ответ: 4

№ 17. К экономическим методам управления, применяемым на уровне обра-зовательного учреждения, не относится:(выбрать правильный ответ)

1. налоговая система страны;

2. система заработной платы и других форм материального поощрения ра-ботников;

3. система ответственности с соответствующим применением вознаграждения и санкций за качество и эффективность работы;

4. система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности и качества деятельности учреждения.

Ответ: 1

№ 18. Локальные акты ОУ, которые в обязательном порядке должны содер-жать положения о правах и обязанностях педагогического работника – это:(выберите несколько правильных ответов)

1. правила внутреннего трудового распорядка;

2. устав учреждения;

3. положение об оплате труда работников ОУ;

4. должностная инструкция.

Ответ: 1 4

№ 19. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержа-ния основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки вы-пускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению), это: (выбрать правильный ответ)

1. базисный учебный план;

2. государственный образовательный стандарт;

3. учебная программа;

4. Закон об образовании.

Ответ: 2

№ 20. Определите элемент, который не входит в структуру контрольно – измерительных материалов ЕГЭ:(выбрать правильный ответ)

1. цели изучения предмета;

2. кодификатор элементов содержания по предмету для составления кон-трольно-измерительных материалов ЕГЭ;

3. спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса сред-ней (полной) общеобразовательной школы.

Ответ: 1

№ 21. Определите верный алгоритм решения следующего логарифмического уравнения:log (x - 5) + log (x + 5) = 3 log 5 (2 – вниз, основание логарифма)

1) преобразовать левую часть уравнения;

2) правую часть представить в виде логарифма;

3) найти ОДЗ уравнения;

4) полученные корни сравнить с ОДЗ;

5) решить уравнение.

1. верный алгоритм - 1; 2; 3; 4; 5.

2. верный алгоритм – 3; 1; 2; 5; 4.

3. верный алгоритм – 2; 4; 3; 5; 1.

Ответ: 2

№ 22. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:(выбрать правильный ответ)

1. особая подготовка педагога к этому виду деятельности;

2. создание материально - технических условий, необходимых для этой ра-боты;

3. изучение психологических особенностей школьников;

4. составление особых (отличных от государственных) программ обучения.

Ответ: 3

№ 23. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является (выберите правильный ответ):

1. «Вестник образования».

2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование».

3. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

4. «Собрание законодательства РФ».

Ответ: 1

№ 24. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во) (выберите правильный ответ):

1. Конвенции о правах ребенка.

2. Всеобщей декларации прав человека.

3. Конституции РФ.4. Международном пакте о гражданских правах.

Ответ: 1

№ 25. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в органи-зации и заключаемый работниками и работодателем называется (выберите правильный ответ):

1. Трудовым договором.

2. Коллективным договором.

3. Двусторонним договором.

4. Трудовым соглашением.

Ответ: 2

№ 26. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно - деятельностном подходе (выберите правильный ответ):

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Б. выявление места и причины затруднения;

В. мотивация к учебной деятельности;

Г. рефлексия учебной деятельности;

Д. построение проекта выхода из затруднения;

Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Ж. реализация построенного проекта;

З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

И. включение в систему знаний и повторение.

1. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;

2. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е,Г;

3. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.

Ответ: 3

№ 27. Принципы обучения – это:

1. приемы работы по организации процесса обучения;

2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;

3. базовые идеи теории обучения;

4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

Ответ: 3

№ 28. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом:

1. диалогизации;

2. проблематизации;

3. персонализации;

4. индивидуализации.

Ответ: 1

№ 29. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:

1. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку;

2. ввод слова (словосочетания) в адресную строку;

Ответ: 1

№ 30. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели (исключите лишний вариант ответа):

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;

3. Развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

Ответ: 3

№ 31. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является: (выбрать правильный ответ)

1. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу;

2. системность;

3.обеспечение гарантированного результата;

4. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения;

Ответ: 3

№ 32. При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен:(исключите лишний вариант ответа)

1. осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;

2. проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей;

3. вовремя предъявлять родителям претензии;

4. в общении с родителями соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Ответ: 3

№ 33. Педагогическая технология – это:

1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставлен-ными целями;

2. инструментарий достижения цели обучения;

3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;

4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными препода-вателями.

Ответ: 1

№ 34. Социализация личности – это:

1. адаптивность, активность;

2. автономность;

3. освоение нравственных ценностей социума;

4. все вышеперечисленное.

Ответ: 4

№ 35. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на:

1. педагогику требований;

2. педагогику сотрудничества;

3. православную педагогику;

4. школу творчества И.П. Волкова.

Ответ: 1

№ 36. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит:

1. учению;

2. воспитанию;

4. общению.

Ответ: 1

№ 37. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:

1. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;

2. составная часть процесса обучения;

3. ведущая профессиональная функция педагогов;

4. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Ответ: 4

№ 38. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ори-ентации на: (выбрать правильный ответ)

1. развитие личности в соответствии с природными способностями;

2. государственные стандарты образования;

3. развитие знаний, умений и навыков школьника;

4. государственный образовательный заказ.

Ответ: 1

1. личностная нестабильность;

2. проявление роста физического «Я»;

4. возрастная особенность.

Ответ: 4

№ 40. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится в виде: (выбрать правильный ответ)

1. каталога;

3. ярлыка;

4. страницы;

Ответ: 2

№ 41. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется (выберите правильный ответ):

1. Решением Совета образовательного учреждения.

2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

3. Расписанием учебных занятий.

4. СанПинами.

Ответ: 4

№ 42. Укажите, какие виды деятельности на уроках математики на этапе основного общего образования обозначены в ФГОС как приоритетные (выберите правильный ответ):

1. Познавательная деятельность.

2. Информационно-коммуникативная деятельность.

3. Рефлексивная деятельность.

4. Все выше перечисленное.

Ответ: 4

№ 43. Укажите, каким документом необходимо пользоваться при планировании и осуществлении учебного процесса по математике:

1. Примерной программой по математике.

4. Рабочей программой, разработанной педагогом в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения на основе примерной программы по математике.

Ответ: 4

№ 44. Укажите линии учебно-методических комплектов по математике, которые имеют электронное приложение:

1. А. Г. Мордковича (профильный уровень).

2. А. Н. Колмогорова.

3. С. М. Никольского, Н.Н. Решетникова и др.

Ответ: 2

№ 45. Укажите тип урока по представленной структуре:

1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала;

2) этап усвоения новых знаний;

3) этап закрепления новых знаний;

4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: (выберите правильный ответ)

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения нового знания.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Урок повторения и обобщения изучаемого материала.

Ответ: 2

№ 46. Укажите верное определение термина «учебная задача»:

1. Учебная задача - это сообщение темы урока.

2. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.

3. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

4. Учебная задача – это решение математической задачи разными спосо-бами.

Ответ: 2

№ 47. Укажите верный порядок при построении графиков квадратичных функций y = ax +bx + c (выберите правильный ответ):

A. ось симметрии;

B. точки пересечения с осями;

C. координаты вершины;

D. направление ветвей;

E. построение графика функции.

1. A; C; D; B; E.

3. C; A; B; D; E.

Ответ: 2

№ 48. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):

1. сканер;

2. принтер;

3. монитор;

4. клавиатура;

Ответ: 1 4

№ 49. Укажите направление деятельности, которое обозначено как приоритетное в образовательной инициативе «Наша новая школа»:(выбрать правильный ответ)

1. Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;

2. организация системы поиска и поддержки талантливых детей;

3. введение новой системы оплаты труда;

4. расширение общественного участия в управлении образованием

Ответ: 2

№ 50. Укажите, на достижение каких целей направлено изучение математики в основной школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения: (выберите несколько вариантов ответов)

1. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2. создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

3. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

4. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

Ответ: 3 4

№ 51. Укажите программы, которые использует учитель при планировании и организации учебного процесса: (выбрать правильный ответ)

1. Примерные программы общего образования;

2. Рабочие программы, разработанные учителями на основе примерных или авторских программ;

Ответ: 2

№ 52. Укажите метод преподавания предмета, более других направленный на достижение метапредметных результатов: (выбрать правильный ответ)

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Исследовательский.

3. Частично поисковый.

Ответ: 2

№ 53. Укажите неверный метод решения тригонометрических уравнений: (выбрать правильный ответ)

1. пристального взгляда;

2. по известному алгоритму;

3. разбиение на подзадачи;

4. группировки;

Ответ: 4

№ 54. Укажите верную последовательность основных видов деятельности учащихся при изучении темы «Зависимости между величинами»:

а) распознавать линейные и квадратные неравенства;

б) моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков;

в) распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости;

г) решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные за-висимости (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни);

d) составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, вычислять по формулам: (выбрать правильный ответ)

2.в; г; б; а

Ответ: 4

№ 55. Укажите, какие средства не являются необходимыми для обеспечения оснащения современного процесса обучения математике:(выбрать правильный ответ)

1. экранно-звуковые пособия;

2. технические;

3. информационно-коммуникативные;

5. печатные пособия;

Ответ: 4

№ 56. Укажите возраст, в котором учебная деятельность является ведущей: (выбрать правильный ответ)

1. младший школьный возраст;

2. дошкольный возраст;

3. средний школьный возраст (подростковый);

4. старший школьный возраст (юношеский).

Ответ: 1

№ 57. Укажите метод исследования, не являющийся опросным социологиче-ским методом: (выбрать правильный ответ)

1. анкетирование;

2. эксперимент;

3. социометрический опрос;

4. социологическое тестирование.

Ответ: 2

№ 58. Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера: (выбрать правильный ответ)

1. процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;

2. процессор, монитор;

3. винчестер, монитор, принтер;

4. процессор, мышь, монитор, сканер;

Ответ: 1

№ 59. Электронная почта позволяет передавать:

1. только сообщения;

2. сообщения и вложенные файлы;

3. видеоизображения;

Ответ: 2

  • Электронная почта
  • World Wide Web
    • Блоги
    • Веб-форумы
    • Вики-проекты
    • Интернет-аукционы и магазины
  • Телеконференции
  • FTP
  • Telnet
  • DNS
  • IRC

Базовые протоколы и модель OSI

Всем известно, что Интернет – это сеть, состоящая из многих тысяч научных, корпоративных, правительственных и пользовательских компьютерных сетей. Такое объединение разнородных сетей с разной архитектурой и топологией (схемой расположения и соединения сетевых устройств) стало возможным благодаря применению протокола IP (англ. Internet Protocol ) и принципу маршрутизации пакетов данных. В узлах-стыках различных сетей специальные программные или аппаратные маршрутизаторы занимаются автоматическим перенаправлением и сортировкой пакетов данных, на основе IP-адресов конечных получателей этих пакетов. Протокол IP позволяет однозначно определить единое адресное пространство, в масштабах всей планеты, а маршрутизаторы точно знают дальнейшее направление для всех пакетов данных, поэтому между отдельными сетями не возникает конфликтов передачи данных.

Образно говоря, протокол – это язык, на котором общаются компьютеры во время передачи данных внутри сети. И чтобы различные компьютерные устройства друг друга понимали, они должны знать этот язык. Всю систему протоколов сети Интернет принято называть «стеком протоколов TCP/IP» (англ. Transmission Control Protocol/Internet Protocol ).

Ниже представлен список наиболее популярных интернет протоколов, расположенных по уровням OSI

Протоколы и модель OSI
Тип данных Уровень Функции Протокол
Данные 7. Прикладной уровень Доступ к сетевым службам DNS, FTP, HTTP, HTTPS, IMAP, LDAP, POP3, SNMP, SMTP, SSH, Telnet, XMPP (Jabber)
6. Уровень представления Представление и кодирование данных TLS
5. Сеансовый уровень Управление сеансом связи SSL
Сегменты 4. Транспортный Прямая связь между конечными пунктами и надежность TCP, UDP
Пакеты 3. Сетевой Определение маршрута и логическая адресация BGP, EIGRP, ICMP, IGMP, IP, IS-IS, OSPF, RIP
Кадры 2. Канальный Физическая адресация Arcnet, ATM, Ethernet, Frame relay, HDLC, PPP, L2TP, SLIP, Token ring
Биты 1. Физический уровень Работа со средой передачи, сигналами и двоичными данными

Однако это далеко не полный перечень существующих протоколов в сети Интернет, есть целая группа популярных, но ещё не стандартизированных протоколов, таких как: OSCAR, CDDB, MFTP (сеть eDonkey2000), BitTorrent, Gnutella, Skype, Steam. На этих протоколах построены целые файлообменные сети и в основном они используются для обмена различного рода сообщениями.

Сервисы и услуги сети Интернет

На сегодняшний день в сети Интернет существует множество разнообразнейших сервисов, обеспечивающих работу со всеми типами ресурсов. Наиболее интересные и популярные среди них это:

  • Электронная почта (e-mail), которая обеспечивает возможность не только обмениваться текстовыми сообщениями между неограниченным числом абонентов, но и пересылать прикреплённые файлы;
  • World Wide Web (WWW) – единое информационное пространство, включающее в себя различные сетевые ресурсы;
    • Блоги
    • Веб-форумы
    • Вики-проекты
    • Интернет-аукционы и магазины
    • Социальные сети и сайты знакомств
  • Телеконференции и группы новостей (Usenet) – дают возможность коллективно обмениваться различными сообщениями;
  • FTP сервис – системы файловых архивов, которые обеспечивают хранение и распространение различных типов файлов;
  • Telnet сервис – с его помощью можно управлять удалёнными компьютерами в режиме терминала;
  • DNS сервис – система доменных имён, которая обеспечивает возможность использования мнемонических имён (типа http://сайт), вместо числового адреса http://81.177.6.144;
  • IRC сервис – сервис поддержки чатов, мгновенный обмен текстовыми сообщениями в реальном времени.

Это стандартные сервисы сети Интернет, следовательно, все принципы работы программного обеспечения, протоколы взаимодействия клиент-серверного обеспечения сформулированы и прописаны в международных стандартах. А это значит, что все разработчики обязаны придерживаться этих технических требований.

В то же время существуют и нестандартные сервисы, такие как интернет-пейджеры: ICQ, AOl и т.п., Интернет-телефония, трансляция видео и радио, файлообменные сети, поисковые системы, которые являются оригинальной разработкой отдельно взятой компании. Отсутствие международных стандартов при разработке таких систем нередко приводит к техническим конфликтам с другими сервисами.

Прочитано 13681 раз

В настоящее время в сети Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

Электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;

Телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;

Сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;

Сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;

World Wide Web (WWW, W3) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

Сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов.

Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger, системы Интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т.д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

1. Электронная почта (E-Mail)

Электронная почта (Electronic Mail, E-Mail) - это сервис, обеспечивающий возможность пересылки сообщений между двумя или более абонентами.

Пользователь с помощью специального программного обеспечения создает на своем узле сообщение и затем направляет его почтовому серверу. Основной задачей этого сервера является доставка сообщений другому серверу, который обеспечивает хранение входящей почты получателя. После этого абонент, которому адресовано это сообщение, с помощью почтового программного обеспечения может в удобное для него время связаться с этим сервером, прочитать почту и, при необходимости, обработать его.

Каждый абонент, с точки зрения почтовой службы, представлен почтовым ящиком. Почтовый ящик (mailbox) – это информационное пространство, выделенное на некотором узле сети для хранения почтовых сообщений и обладающее уникальном именем в рамках узла. Уникальное имя ящика в сочетании с уникальным адресом узла представляет собой уникальный адрес ящика во всей сети. Для управления доступом пользователя к сообщениям с каждым почтовым ящиком связывается определенная совокупность данных, называемая учетной записью.

Учетная запись (Account) - это набор сведений о пользователе почтового ящика, а также дополнительных управляющих параметров. К числу таких сведений обычно относятся:

1. Учетное имя, или логин (login) - это последовательность символов, которое используется сервером для идентификации пользователя при установлении доступа к почтовому ящику. Как правило, учетное имя совпадает с именем почтового ящика.

2. Пароль (Password) - это последовательность символов, которая используется совместно с учетным именем при установлении доступа к почтовому ящику для подтверждения того, что доступ осуществляет именно владелец учетного имени.

Процесс проверки легальности пользователя на основе учетного имени и подтверждения этого имени паролем называется аутентификацией (authentication).

3. Процесс предоставления доступа легальному пользователю (т.е. прошедшему аутентификацию) называется авторизацией. Дополнительные сведения о пользователе. Такие сведения предназначены для повышения удобства работы с электронной почтой и, как правило, не являются обязательными.

В структуре сервиса Электронной почты предусмотрены следующие компоненты:

1. Информационный ресурс – совокупность информационных объектов, использование которых обеспечивается сервисом электронной почты. Состоит из заголовка и тела сообщения - блока информации, который необходимо передать получателю.

2. Почтовый сервер - программный комплекс, обеспечивающий пересылку сообщений электронной почты, их хранение, управление базой данных сообщений, а также позволяющий абоненту работать со своим почтовым ящиком.

3. Почтовый клиент – программа, позволяющая пользователю создавать и отправлять сообщения, а также управлять полученными сообщениями (просматривать, упорядочивать, печатать, удалять и т.д.) из собственного почтового ящика.

4. Протоколы взаимодействия почтовых клиентов с серверами. В настоящее время основными протоколами являются:

Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) обеспечивает доставку сообщений от отправителя в почтовый ящик получателя. Важной особенностью базового варианта протокола SMTP является отсутствие средств аутентификации пользователей, поскольку для отправки почты это не требуется. Поэтому для отправки почты теоретически можно использовать любой SMTP-сервер. С одной стороны, это достаточно удобно, поскольку можно посылать сообщения в случае, если "свой" почтовый сервер по каким-либо причинам не функционирует. Однако, с другой стороны, это позволяет скрыть источник "спама" - навязываемых сообщений, ненужных получателям (рекламы, опасных сообщений, содержащих вирусы и т.п.).

Учитывая такие проблемы, в настоящее время для протокола SMTP разработано расширение, позволяющие осуществлять проверку пользователей и блокировать отправку почты, если отправитель не был аутентифицирован.

Протокол POP3 (Post Office Protocol версии 3) обеспечивает возможность почтовому клиенту получить накопившиеся в почтовом ящике сообщения. Протокол позволяет взаимодействовать клиенту и серверу по автономной модели. Основными характеристиками являются:

· отсутствие поддержки создания папок внутри почтового ящика и работы с ними.

Протокол IMAP4 (Internet Message Access Protocol версии 4) – более новый протокол, обеспечивающий выборку клиентом сообщений из почтового ящика. Протокол позволяет осуществлять взаимодействие по любой из трех моделей – автономной, интерактивной или отключенной. Основными характеристиками этого протокола являются:

· поддержка выборочной загрузки сообщений с сервера;

· возможность обработки почты на сервере;

· возможность создание папок внутри почтового ящика с целью упорядочивания хранения сообщений и, соответственно, - возможность работы с папками;

· возможность создания и использования коллективных почтовых ящиков;

· наличие механизма поиска сообщений на сервере без загрузки клиентом.

Помимо простого обмена сообщениями, сервис электронной почты позволяет организовать различное информационное взаимодействие пользователей Интернет. Наиболее известным примером такого взаимодействия являются списки рассылки.

Список рассылки (mailing list) – это поименованный список почтовых адресов абонентов, предназначенный для упрощения массовой рассылки почтовых сообщений, соответствующих, как правило, определенной тематике. Имя списка рассылки представляет собой виртуальный коллективный почтовый адрес: сообщения, направленные по этому адресу, доставляются всем членам списка.

Списки рассылки могут быть модерируемыми или немодерируемыми. Модерируемые списки рассылки – это списки, в которых все сообщения, подлежащие массовой рассылке, проходят проверку содержания. В результате этой проверки могут быть отброшены сообщения, не относящиеся к тематике списка, содержащие рекламу, ненормативную лексику, противоречащие законодательным актам и т.п. Такая проверка может осуществляться специальными людьми, называемыми модераторами, или автоматически, например, по определенным ключевым словам.

Пользователи Интернет имеют возможность присоединиться к интересующему их списку рассылки (подписаться на рассылку). Обычно это осуществляется путем отправки специального сообщения по определенному адресу.

2. Телеконференции

Телеконференции - обобщенное понятие, относящееся к двум видам сервиса и, соответственно, двум сетевым технологиям: дискуссионные группы (или списки рассылки, mailing lists) и newsgroup (система рассылки новостей) USENET. Первые поддерживаются с помощью серверов или "почтовых роботов", которые рассылают сообщения по конкретным адресам электронной почты подписчиков. Вторые - через транспортную "широковещательную" систему на базе протокола NNTP (Network News Transfer Protocol), когда поток сообщений передается от одного узла к другому, т.е. для самых широких групп пользователей. Этот вид сервиса напоминает списки рассылки Internet, за тем исключением, что сообщения помещаются на серверах телеконференций или news-серверах. После этого подписчики телеконференции могут прочитать поступившее сообщение и, при желании, ответить на него.

Телеконференция похожа на доску объявлений, куда каждый может повесить свое объявление и прочитать объявления, повешенные другими. Для упрощения работы с этой системой, все телеконференции делятся по темам, названия которых отражены в их именах.

Для работы с системой телеконференций необходимо специальное программное обеспечение, с помощью которого вы сможете установить соединение с news-сервером и получить доступ к хранящимся на нем статьям телеконференций. Так как на news-сервере хранятся статьи очень большого числа телеконференций, пользователи обычно выделяют те, которые представляют для них интерес (или, другими словами, подписываются на них), и в дальнейшем работают только с ними.

После подписки на выбранные телеконференции необходимо устанавливать соединение с news-сервером, чтобы просмотреть поступившие сообщения. Таким образом, телеконференции - это виртуальные клубы общения. Каждая телеконференция имеет свой адрес.

3. Файловые архивы FTP

File Transfer Protocol (FTP) - это протокол, позволяющий легко пересылать файлы и документы. Его обычно рассматривают как один из методов работы с удаленными сетями. Существуют FTP-серверы, которые содержат большое количество информации в виде файлов. К данным этих файлов нельзя обратиться напрямую, - только переписав их целиком с FTP-сервера на локальный сервер.

В случае, если передача файла была прервана по каким-либо причинам, протокол предусматривает средства для докачки файла, что бывает очень удобно при передаче больших файлов.

В предоставлении FTP-сервиса принимают участие две программные компоненты:

1. FTP-сервер. Это программа, выполняющаяся на компьютере, предоставляющем FTP-сервис. Она принимает команды по протоколу FTP и выполняет их.

2. FTP-клиент. Это программа, выполняющаяся на компьютере пользователя. С ее помощью пользователь устанавливает соединение с FTP-сервером и передает ему команды: запрашивает файлы для скачивания, удаляет файлы, переименовывает их, и т.п.

Одним из самых распространенных видов FTP-серверов является анонимный FTP-сервер. Работая с ними, вам для соединения с сервером и получения файлов не нужно знать имя пользователя и его пароль. На анонимном FTP-сервере в качестве имени пользователя обычно используется "anonymous" или "ftp", а в качестве пароля - адрес вашей электронной почты.

4. Telnet

TELNET - одна из самых старых информационных технологий Интернет. Основным назначением протокола является реализация сетевого терминала для доступа к ресурсам удаленного компьютера. Протокол TELNET обеспечивает двунаправленный восьмибитный канал передачи данных. Его главной задачей является создание стандартного метода взаимодействия терминальных устройств и терминал -ориентированных процессов через сеть.

ТELNET использует TCP-соединение для передачи данных вперемешку с управляющей информацией протокола. В принципе, для работы протокола передавать какую-либо управляющую информацию не обязательно. Таким образом, протокол может использоваться для соединения с любым сервисом, использующим TCP в качестве транспортного протокола, и обмену данными между участниками соединения.

Основу протокола составляют три базовые концепции:

Концепция "Сетевого Виртуального Терминала",

Принцип согласования параметров,

Симметрия терминалов и процессов.

Концепция "Сетевого Виртуального Терминала"

Когда устанавливается соединение, предполагается, что оно начинается и завершается на "Сетевом Виртуальном Терминале" (Network Virtual Terminal, NVT). NVT - это воображаемое устройство, является стандартным описанием наиболее широко используемых возможностей реальных физических терминальных устройств. NVT позволяет описать и преобразовать в стандартную форму способы отображения и ввода информации.

Терминальная программа и работающий с ней процесс преобразовывают характеристики физических устройств в спецификацию NVT, что позволяет, с одной стороны, унифицировать характеристики физических устройств, а с другой обеспечить совместимость устройств с различными возможностями.

Характеристики диалога определяются устройством с меньшими возможностями. В результате, "пользовательскому" и "серверному" узлам не нужно хранить информацию о характеристиках терминалов друг друга. Все узлы отображают характеристики своих устройств так, чтобы другой стороне казалось, что она имеет дело с NVT. Обычно, под "пользовательским" понимают узел, к которому подключен реальный терминал, а под "серверным" - который предоставляет некоторый сервис.

Принцип согласования параметров

NVT - это минимально необходимый набор параметров, который позволяет работать даже самым примитивным устройствам. Реальные современные устройства обладают гораздо большими возможностями представления информации.

Принцип согласования параметров позволяет использовать эти возможности. Например, NVT является терминалом, который не может использовать функции управления курсором, а реальный терминал, с которого осуществляется работа, возможно умеет это делать. Используя согласование параметров, терминальная программа предлагает обслуживающему процессу использовать управляющие последовательности для управления выводом информации. Получив такую команду процесс начинает вставлять управляющие последовательности в данные, предназначенные для отображения.

Протокол предлагает структуру дополнительных параметров "DO, DON"T, WILL, WON"T", позволяющую пользователю и серверу более точно договориться об используемых в соединении соглашениях.

Команда WILL XXX указывает на предложение отправляющей стороны использовать параметр XXX. DO XXX и DON"T XXX являются, соответственно, положительным и отрицательным ответом.

Аналогично, DO XXX посылается как предложение получающей стороне использовать параметр XXX. WILL XXX и WON"T XXX суть положительный и отрицательный ответы. Так как NVT это то, что остается, когда никакие параметры не используются, ответы DON"T и WON"T гарантируют, что соединение останется в состоянии, которое подходит обеим сторонам. Команды передаются в виде восьмибитных последовательностей (байтов).

Установка определенного параметра происходит так: один из участников соединения посылает другому запрос, предлагая использовать в сеансе работы определенный параметр.

Если другая сторона соглашается, параметр немедленно вступает в силу. Если приходит отказ, используется то значение параметра, которое определяется для NVT.

Симметрия терминалов и процессов.

Симметрия терминалов и процессов отражает тот факт, что все управляющие команды протокола могут даваться любой стороной, участвующей в соединении. Разделения на "клиент" и "сервер" здесь нет.

Telnet является одним из фундаментальных видов сервиса Internet Он предоставляет пользователю возможность связаться со своим компьютером, даже находясь за сотни километров от него, просмотреть свою почту, проверить процесс выполнения запущенных задач и, при необходимости, запустить новые, пообщаться с друзьями, работающими в этот момент на компьютере, и еще многое, многое другое.

Главным условием является подключение компьютера к Internet и возможность терминального доступа.

5. World Wide Web

Всемирная паутина (world wide web) - это система документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Internet и связанных между собой гиперссылками

Основной идеей, которая была использована при разработке системы www, является идея доступа к информации при помощи гипертекстовых ссылок. Суть ее заключается во включении в текст документа ссылок на другие документы, которые могут располагаться как на том же самом, так и на удаленных информационных серверах.

Еще одна возможность, которая выгодно отличает www от других видов сервиса, состоит в том, что через эту систему можно получить доступ практически ко всем остальным видам сервиса Internet, таким как FTP, Telnet.

World wide web является системой мультимедиа.

Для обеспечения адресации Web-документов и других информационных объектов в свое время была предложена концепция унифицированных указателей ресурса (Uniform Resource Locator, URL). URL представляет собой набор информации, необходимый для того, чтобы определить:

1. узел сети, на котором расположен информационный объект;

2. расположение информационного объекта на узле;

3. метод получения доступа к объекту.


Архитектура www, как и архитектура многих других видов сервиса Internet, построена по принципу клиент-сервер.

Основной задачей программы-сервера является организация доступа к информации, хранящейся в компьютере, на котором эта программа запущена. После запуска программа-сервер работает в режиме ожидания запросов от программ-клиентов. Обычно в качестве программ-клиентов выступают web-браузеры. Когда такой программе необходимо получить некоторую информацию от сервера (обычно, это хранящиеся там документы), она отправляет серверу соответствующий запрос. При достаточных правах доступа между программами устанавливается соединение, и программа-сервер направляет клиенту ответ на запрос. После чего установленное между ними соединение разрывается.

Основным протоколом взаимодействия WWW-клиента и WWW-сервера является протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol).

Протокол предполагает, что передаваемая информация представляется исключительно в виде текста в формате ASCII. Это оказывается не удобным для передачи данных различного вида - текста, написанного с помощью нелатинских букв, графических, звуковых, виде файлов и т.п. Для решения этой проблемы используются методы кодирования MIME, позволяющие преобразовать данные любого вида к тексту ASCII.

6. DNS

IP-адреса, уникальным образом идентифицирующие узлы сети, не удобны для запоминания пользователем. Для решения этой проблемы была разработана система доменных имен (Domain Name System, DNS), позволяющая присваивать узлам сети мнемонические имена, по которым можно определить принадлежность или функциональное назначение узла. Например, узел, на котором работает Web-сервер, часто именуют "www". DNS предполагает, что узлы по какому-либо признаку, например, по принадлежности к той или иной организации или региону, могут объединяться в логические группы называемые доменами. Домены также как и узлы имеют имена. Домены могут входить в более крупные домены т.д. Таким образом, формируется иерархическая структура доменов и, соответственно, доменных имен, требующая определенной организации. Принципы организации такого иерархического пространства имен определены стандартом DNS.

Следует отметить, что домен - это логическая группа компьютеров, которая может включать в себя узлы независимо от того, принадлежат ли они одной физической сети или нет, относятся ли их IP адреса к одному классу и т.п.

Несмотря на то, что мнемонические имена удобны для пользователей, они не могут применяться для реального взаимодействия компьютеров в сети, поскольку функционирование компонентов сетевого уровня базируется на использовании IP-адресов. Поэтому необходим механизм, который позволил бы устанавливать соответствие доменных имен и IP-адресов. При разработке DNS было предложено кардинальное решение: размещать базу данных соответствий доменных имен и IP-адресов не на всех узлах сети, а только на некоторых, специально выделенных для этого. Это существенно упростило администрирование базы данных соответствий.

Таким образом, DNS выполняет две основных функции:

Организацию иерархического пространства имен;

Обеспечение разрешения (т.е. поиска соответствия) доменных имен в IP-адреса.

DNS строится по принципу "клиент-сервер".

В структуре сервиса DNS выделяют следующие компоненты:

1. Информационный ресурс - иерархически организованное пространство доменных имен. Соответствия доменных имен и IP-адресов описывается в распределенной по специальным узлам сети, называемым серверами имен, базе данных. Часть иерархического пространства имен, обслуживаемая одним сервером имен и представленная в его локальной базе данных, называется зоной ответственности (zone of authority).

2. DNS-клиент (resolver) - программный модуль, который обеспечивает выполнение запросов к серверу имен с целью разрешения доменного имени. Как правило, DNS-клиент входит в состав операционной системы.

3. Сервер имен (name server), или DNS-сервер, - программа, обеспечивающая хранение части распределенной базы данных соответствий IP-адресов и доменных имен, а также осуществляющая по запросу клиента поиск IP-адреса на основе предложенного доменного имени.

4. Протокол DNS - протокол взаимодействия DNS-клиентов и DNS-серверов

Пространство доменных имен имеет иерархическую структуру. На самом верхнем уровне иерархии располагается корневой домен, который обычно обозначается точкой ("."). Следующий уровень иерархии составляют домены верхнего, или первого, уровня (Top Level Domains, TLDs). Каждый домен верхнего уровня включает в себя домены второго уровня и т.д.

Теоретически домен любого уровня может содержать в себе как отдельные узлы, представленные своими именами, так и домены более низкого уровня (субдомены). Однако, на практике домены, уровень которых ниже третьего, встречаются крайне редко.

Домены первого уровня делятся на три группы:

1. домены общего назначения;

2. национальные домены;

3. обратный домен

Первую группу составляют домены общего назначения (Generic TLDs, gTLDs). К этим доменам относятся:

- "com" - COMmercial, коммерческие организации;

- "gov" - GOVernment, правительственные учреждения США;

- "int" - INTernational Organizations, международные организации;

- "mil" - MILitary, военные организации США;

- "edu" - EDUcational, образовательные проекты и учреждения;

- "org" - ORGanisations, некоммерческие организации или организации, не попадающие в другие категории;

- "net" - NETwork, сети общего назначения;

- "info" - INFOrmation, домен свободного использования для предоставления информации в Интернет;

- "biz" - Business Organizations, различные организации;

- "name" - домен предназначен для использования частными лицами;

- "museum" – музеи.

Во вторую группу включены национальные домены (Country Code TLDs, ccTLDs). Имя каждого такого домена состоит из двух символов и представляет собой сокращение названия государства (так называемый "код страны"), которому принадлежит домен, например. Список национальных доменов разработан и утвержден Национальным Институтом Стандартов США.

Третья группа состоит из одного домена с четырехсимвольным именем "arpa", предназначенного для поиска доменного имени по IP-адресу (обратного разрешения). Часто этот домен называют обратным доменом (reverse domain) Домены второго и более низких уровней

Каждый домен верхнего уровня, как правило, включает в себя домены второго уровня, имена которых выбираются относительно произвольно, например, по имени организации, за которой зарегистрировано это имя, или по названию региона. Порядок создания доменов второго уровня определяется администраторами соответствующего родительского домена верхнего уровня.

Аналогично доменам второго уровня структуру доменов более низких уровней определяет администрация родительского домена. Поэтому не существует какой-либо единой для всех схемы структуризации таких доменов.

Имя должно быть уникальным в рамках того домена, где оно регистрируется;

Должен определяться один DNS-сервер (или несколько - для надежности), который будет обслуживать пространство имен создаваемого домена и которому будет делегирована соответствующая зона.

7. Internet-телефония

В настоящее время все больше пользователей по всему миру предпочитают IP телефонию (VoIP телефонию) традиционным видам связи, благодаря двум весомым преимуществам:

Шлюз (другое название – сервер) связан как с телефонными линиями (благодаря чему возможен дозвон на любой номер в мире), так и с Интернетом (за счет чего и происходит подключение к любому компьютеру, соединенному с сетью Интернет). IP телефония через интернет использует нетрадиционные каналы связи, поэтому голосовой сигнал, перед тем как передаться другому абоненту, проходит через несколько этапов. Сначала он переводится в цифровой вариант, который разбивается на пакеты, передающиеся через Интернет. Затем сигнал из цифрового снова переводится в голосовой формат.